Представьте себе такую ситуацию. Вы купили холодильник той марки, модели и цвета, который давно искали. Его доставили вам через несколько дней, подняли на этаж и занесли в квартиру. Когда покупку распаковали, оказалось, что на его боковой стенки имеется заметная царапина. Что делать в этом случае? Во-первых, постарайтесь отнестись к этой неприятности спокойно, поскольку вас защитит Закон о защите прав потребителей. Он предоставляет покупателю, купившему товар с браком, достаточно широкий выбор требований по его замене. Их желательно знать, чтобы аргументированно предъявить претензии продавцу. Расскажем, как осуществляется возврат товара ненадлежащего качества по Закону о защите прав потребителей.
Прежде вернёмся к нашему случаю с покупкой холодильника. Если он продавался со скидкой в связи с царапиной на боку, то предъявить претензию продавцу по этому поводу вам не удастся. По всем другим обнаруженным недостаткам – пожалуйста. Ну, а царапина будет не видна, если холодильник придвинуть этим боком к стенке.
Закон о защите прав потребителей предоставляет им следующие варианты возврата товара ненадлежащего качества:
Вариант № 1.Замена бракованного холодильника на исправный агрегат той же марки, модели и цвета.
Имейте в виду, что на замену товара ненадлежащего качества продавцу дается 7 рабочих дней. Он имеет право провести в условиях сервисного центра проверку исправной работы агрегата. На это потребуется ещё не менее 20 дней. Ну, и надо быть готовым к тому, что в магазине точно такого товара нет, а ждать его придётся неизвестно сколько.
Вариант № 2. Возврат бракованного товара с заменой его на товар другой модели и марки.
В этом случае Закон о защите потребителей предоставляет им право перерасчета покупной цены по текущей стоимости. То есть этот вариант мало отличается от первого. Правда, есть у них один нюанс. Если для замены бракованного товара потребуется более 7 дней, то продавец должен по вашему требованию предоставить вам во временное пользование товар, который обладает аналогичными потребительскими свойствами.
Вариант № 3. Соразмерное уменьшение покупной цены.
Закон о защите прав потребителей и здесь на вашей стороне. Правда, термин «соразмерное уменьшение» можно понимать по-разному. Допустим, вы хотите снизить цену на товар, имеющий дефект, на 25%, а продавец соглашается на 3%. В принципе, он не отказывает вам в вашем требовании. В противном случае ему грозят штрафные санкции. Ну и что дальше? Стоит ли в этой ситуации подавать на него в суд?
Вариант № 4. Устранение обнаруженных недостатков товара за счет продавца.
В принципе, это всем нам известный гарантийный ремонт. Вы возвращаете товар ненадлежащего качества продавцу, а он отправляет его в сервисный центр. При этом срок ремонта не должен превышать 45 календарных дней. В этом случае вы так же можете потребовать на это время подменный товар. Если ремонт был сделан за ваш счет, то вряд ли можно будет получите за него деньги.
Вариант № 5. Возврат уплаченной за бракованный товар суммы.
Отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи имеет свои особенности. Возврат товара ненадлежащего качества продавцу осуществляется за его счет. Правда, если его вес менее 5 килограмм, то машину за ним он вряд ли вышлет. Если цена товара увеличилась, то вы по Закону о защите прав потребителей можете претендовать на эту сумму.